Среда, 22 Ноя 2017
Вы здесь: Главная Исследования климата Данные об исследовании климата в РФ Новая Рамочная политика Европейского союза в области климата и энергетики до 2030 г.
Новая Рамочная политика Европейского союза в области климата и энергетики до 2030 г. PDF Печать E-mail

По приглашению юридического факультета Университета Хасселт в Бельгии в феврале 2014 г. генеральный директор Европейского Союза (ЕС) по вопросам изменения климата Жоз Делбеке провел открытую гостевую лекцию на тему «Новая рамочная политика ЕС в области климата и энергетики до 2030 года». По результатам лекции о праве и политике ЕС в области охраны климата рассказывает исследователь Университета Хасселт Елена Михайловна Гордеева.

Охрана климата – это молодая, динамично развивающаяся область правового регулирования. В основе ее развития – научные исследования и наблюдения за состоянием климата, причинами изменения его элементов (температуры, ветра, количества осадков, состояния ледников, уровня мирового океана и др.), а также прогнозы на будущее.

Авторитетную научную оценку о состоянии глобального климата на международном уровне представляет Межправительственная Группа Экспертов по Изменению Климата (МГЭИК). Она была создана в 1988 году Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО) и Программой Организации Объединенных Наций по Окружающей Среде (ЮНЕП). С момента основания МГЭИК опубликовала пять докладов о состоянии климата (1990, 1995, 2001, 2007, 2013-2014).

В конце 2013 г. рабочая группа I МГЭИК представила обобщение новейших результатов научных исследований: «Выбросы антропогенных парниковых газов являются доминирующей причиной происходящих изменений климата. Ограничение изменения глобального климата требует дальнейшего устойчивого и более существенного сокращения выбросов парниковых газов». Ученые предупредили, что в результате прошлых, настоящих и ожидаемых в будущем выбросов СО2 изменение климата неизбежно. Воздействие парниковых газов на климат будет сохраняться на протяжении многих столетий, даже если выбросы СО2 прекратятся.

Такая актуальная научная оценка легла в основу решений 19 Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН по Изменению Климата в Варшаве (23 ноября, 2013 г.). Участники конференции договорились продолжить работу над текстом нового универсального климатического соглашения, которое должно быть подписано в 2015 г. и вступить в силу с 2020 г. В рамках подготовки к заключению соглашения, страны должны увеличить национальный вклад в борьбу с глобальным изменением климата.

Европейский Союз является важным игроком мировой климатической политики. Данная интеграционная организация, в состав которой входят 28 суверенных государств, оказывает влияние на глобальный климат уже в силу своей обширной территории (территория вместе взятых государств-членов Союза является седьмой крупнейшей в мире), значительных запасов водных, земельных, лесных и других природных ресурсов, большого промышленного потенциала. Кроме того, ЕС является крупным мировым эмитентом парниковых газов, занимая по этому показателю третье место в мире после Китая и США (для сравнения - Россия занимает пятое место).

Начиная с конца 80-х годов XX века, предотвращение опасных последствий изменения климата является приоритетным направлением государственной экологической политики ЕС. Различные институты и органы ЕС занимаются данной экологической проблемой. Для осуществления общего руководства по вопросам изменения климата в 2010 году в Европейской Комиссии, главном исполнительном институте ЕС, учреждена должность Комиссара по Вопросам Изменения Климата и сформирован соответствующий «кабинет» (помощники, советники и иные сотрудники). Комиссару подотчетен Генеральный Директорат по Вопросам Изменения Климата. Генеральный Директорат (примерно 160 сотрудников) осуществляет подготовку и контроль за исполнением решений Европейской Комиссии. Возглавляет Директорат – Жоз Делбеке, Генеральный Директор по Вопросам Изменения Климата.

В настоящее время в институтах ЕС (Парламент, Совет, Комиссия) рассматривается проект Седьмой Программы Действий ЕС по Окружающей Среде до 2020 г. Проект Программы представляет собой стратегическое видение политики ЕС в сфере охраны окружающей среды до 2020 г. В соответствии с программой будут координироваться действия не только государств-членов ЕС, но государств-кандидатов в ЕС. Согласно Проекту граждане ЕС «живут в пределах экологических лимитов Планеты», а «здоровая окружающая среда» является результатом «инновационной, циркулярной экономики, где ничего не выбрасывается». Достижение трех тематических целей новой Программы – охрана «природного капитала» (т.е. ресурсов); ресурсоэффективная и низкоуглеродная экономика; охрана здоровья и качества жизни – должно способствовать охране климата, что, согласно новой Программе, остается среди приоритетных целей экологической политики Европейского Союза в перспективе до 2020 г.

Общие политические ориентиры развития ЕС до 2020 г. были определены еще в 2007 г. Европейским Советом (высший институт политической координации ЕС, в состав которого входят главы государств и правительств стран-членов ЕС). Среди стратегических целей, в том числе, охрана климата: обеспечение сокращения выбросов парниковых газов на 20% от уровня 1990 г.; увеличение в конечном энергопотреблении доли энергии из возобновляемых источников до 20%; повышение энергоэффективности на 20%. В 2010 г. данные цели были официально закреплены в европейской Стратегии экономического развития «Европа 2020: Стратегия Разумного, Устойчивого и Всеобъемлющего Роста».

В 2008 г. Европейская Комиссия разработала первый крупный пакет юридических мер «Климат и Энергетика», направленных на достижение поставленных целей до 2020 г. Данный пакет был опубликован в «Официальном Журнале Европейского Союза» и вступил в силу в 2009 г. Основными элементами пакета стали: Директива 2009/28/EC «О Стимулировании Использования Энергии из Возобновляемых Источников Энергии»; Директива 2009/29/EC «О Совершенствовании и Расширении Схемы Торговли Квотами на Выбросы [Европейского] Сообщества»; Директива 2009/30/ЕС «О Требованиях к Бензину, Дизельному и Газовому Топливу и О Механизме Мониторинга и Сокращения Выбросов Парниковых Газов»; Директива 2009/31/ЕС «О Геологическом Захоронении Углекислого Газа (СO2)»; Регламент 443/2009 «О Стандартах, Устанавливающих Требования к Выбросам для Новых Легковых Автомобилей в Рамках [Европейской] Стратегии по Сокращению Выбросов Углекислого Газа Автотранспортными Средствами Малой Грузоподъемности»; Регламент 406/2009/ЕС «О Действиях Государств-Членов ЕС по Снижению Эмиссии Парниковых Газов, Отвечающих Обязательствам ЕС по Снижению Эмиссии Парниковых Газов до 2020 года» и другие.

По оценкам Европейской Комиссии принятие первого пакета юридических мер «Климат и Энергетика» позволило ЕС достичь значительных результатов уже сегодня: в 2012 г. выбросы парниковых газов снизились на 18% по сравнению с 1990 г.; в 2012 г. доля возобновляемой энергии в конечном энергопотреблении ЕС увеличилась до 13%; в период с 1995 г. по 2011 г. энергоинтенсивность экономики ЕС снизилась на 24%. Таким образом, Европейский Союз успешно движется к достижению в 2020 г. поставленных целей.

Однако до 2050 г. Дорожными Картами ЕС предусмотрены более жесткие меры охраны климата, в том числе, снижение выбросов парниковых газов к 2050 г. на 80% - 95% от уровня 1990 г.. Чтобы достичь таких стратегических целей потребовалась разработка новых юридически обязательных мер, которые, с учетом проведенных в ЕС в 2013 г. публичных консультаций, были представлены в январе 2014 г. Европейской Комиссией. Новый проект Рамочной Политики Европейского Союза в Области Климата и Энергетики до 2030 г. устанавливает обязательства по снижению выбросов парниковых газов к 2030 г. на 40% от уровня 1990 г. и увеличению доли энергии из возобновляемых источников в конечном энергопотреблении «как минимум» до 27%.

Ядром новой климатической политики ЕС является юридически обязательная цель по снижению выбросов парниковых газов. Достижение 40% снижения предполагается осуществлять как в рамках Схемы Торговли Квотами на Выбросы Европейского Сообщества (Директива 2009/29/EC), так и в остальных секторах, которые в настоящее время не входят в Схему (Регламент 406/2009/ЕС). В сравнении с 2005 г. Схема Торговли Квотами (СТК) должна будет обеспечить сокращение выбросов парниковых газов на 43% к 2030, в то время как остальные сектора экономики (транспорт, за исключением авиации и судоходства; жилищно-коммунальное хозяйство; сельское хозяйство, за исключением лесного хозяйства) – сокращение выбросов на 30%. Показатель сокращения выбросов в секторах экономики, не входящих в настоящее время в СТК, будет установлен для каждого государства-члена ЕС индивидуально.

Что касается цели по увеличению доли энергии из возобновляемых источников в конечном энергопотреблении до 27% до 2030 г., предполагается, что она будет обязательной для Европейского Союза, как единой интеграционной организации в целом. Нормативными актами ЕС не будут устанавливаться дифференцированные целевые показатели для государств-членов ЕС. Все 28 стран Союза должны будут принять на себя обязательства в рамках национальных правовых систем так, чтобы совместно своевременно исполнить общее для ЕС обязательство. Потребуется внесение существенных изменений в Директиву 2009/28/ЕС «О Стимулировании Использования Энергии из Возобновляемых Источников Энергии».

В целом новый Проект Политики ЕС в области Климата и Энергетики до 2030 г. был довольно критично воспринят Европейским Парламентом в феврале 2014 г. Проект был назван «неамбициозным» и «недальновидным». Особой критике подверглось отсутствие в Проекте каких-либо обязательств по увеличению энергоэффективности экономики ЕС после 2020 г. Представители законодательного института ЕС предлагают разработать более жесткие меры, направленные на снижение антропогенных выбросов, развитие новых технологий и инноваций и переходу к зеленой экономике. Среди таких мер называются, например, достижение 30% доли энергии из возобновляемых источников в конечном энергопотреблении ЕС, а также повышение энергоэффективности экономики до 30% к 2030 г. Данные показатели, по мнению депутатов, должны быть юридически обязательными, и закреплены нормативными актами ЕС.


 

В Совете Европейского Союза, главном законодательном институте ЕС, проект Политики по Вопросам Климата и Энергетики до 2030 г будет рассматриваться в марте 2014 г.

Редакция Бюллетеня благодарит Е.М.Гордееву за подготовленный материал.

Примечание: Елена Гордеева, исследователь Университета Хасселт, Бельгия; специализируется в области международного экологического права, права изменения климата и охраны лесов. Елена с отличием закончила Московский Гуманитарно-Экономический Институт по специальности «Юриспруденция» (Россия); успешно прошла профессиональные стажировки в Университете Естественных Наук города Познань (Польша); в Законодательном Собрании штата Аляска (США). До проведения научного исследования работала в Вятском Государственном Университете (город Киров, Россия). Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Поиск по сайту

Рассылка бюллетеня

Мы в соц.сетях

Прогноз погоды

Гидрометцентр России

Карта посетителей

Locations of visitors to this page

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика